СТАТЬИ
10.08.09

Синтетика, минералка и синтетические технологии.

Моторное масло – это смесь базового масла и присадок, задающих нужные параметры. Все разнообразие масел на витринах задается разными формулами присадок, базовых же масел всего четыре:

  • минеральное;
  • гидрокрекинговое;
  • синтетическое на основе углеводородных газов;
  • синтетическое на основе растительных эфиров.

Отличаются эти масла структурой молекул. Минеральное масло получают из нефти путем разделения углеводородных фракций: после сепарирования бензина остается мазут, который затем разделяется на масло и битум. Длина молекул полученного масла от 12 до 50 атомов углерода. При этом молекулы могут быть прямыми, разветвленными, как дерево, содержать зацикленные участки, то есть минеральное масло очень неоднородно по молекулярному составу. В камере сгорания длинные и разветвленные молекулы "ломаются", оставляя на своих концах незаполненные водородом места, что способствует их дальнейшей химической активности с образованием парафинов, лаков и прочих изомеров. Как следствие, такие важнейшие характеристики масла, как вязкость и индекс вязкости будут меняться. Характеристики минерального масла постепенно ухудшаются в течение всего процесса работы.

Напомним, что вязкость – это мера сопротивления масла течению (или мера трения слоев масла при смещении), а индекс вязкости – мера зависимости вязкости от температуры. Чем выше индекс вязкости (не вязкость!), тем лучше.

Сделать состав минерального масла более однородным технологически сложно и дорого, но зачем разделять, если можно преобразовать? Технология гидрокрекинга именно это и делает: масло выдерживается в реакторе под большим давлением, порядка 75 атмосфер, и при высокой температуре, порядка 500 градусов Цельсия . Молекулы, находясь близко друг к другу (высокое давление) и обладая большой кинетической энергией (температура), сталкиваются и «ломаются». Происходит то же самое, что и в камере сгорания, только для заполнения образованных свободных связей углерода в реакторе присутствует водород, который в присутствии катализаторов насыщает цепочки молекул.

В дальнейшем парафины и нежелательные фракции отделяются, остается масло, минеральное по природе, но однородное по структуре и с характеристиками как у синтетики. Причем индекс вязкости даже выше, чем у синтетического, а стоимость получения ниже.

Мы никогда не встречали на этикетках масла какое-либо обозначение гидрокрекинговой основы. Может присутствовать фраза «синтетические технологии» или «синтетика», что и понятно: больно слово мудреное и объяснять его значение долго. Главное одно – в течение отведенного до замены срока службы его характеристики остаются стабильными почти как у синтетики.

Синтетическое масло «выращивается» из молекул газов или эфиров, что позволяет получить очень стабильную основу из молекул минимальной длины. Вязкость такого масла наиболее приближена к необходимой, поэтому требуется минимум присадок, формирующих вязкость и, следовательно, этот параметр остается самым стабильным в течение всего срока службы в сравнение с другими основами. Молекулы синтетики лучше всего смачивают металл, прочно удерживаясь на нем. Синтетическое масло лучше всего ведет себя при холодном пуске, что, безусловно, продлевает ресурс двигателя.

Полусинтетика хороша своей низкой ценой. Если масло менять надо часто, например в дизелях, то нет смысла гнаться за его потенциально высоким ресурсом. За 5 т.км. полусинтетика не потеряет своих начальных свойств сколько-нибудь заметно.

 
НАЙТИ ДЕТАЛЬ




Телефоны:
(812) 448 85 56
+7 921 944 04 66


Санкт-Петербург,
Богатырский пр., 14 корп. 2
2-й этаж, секция 64

zip@mazdazip.ru


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100